Как запустить мобильное обучение в розничной сети, если ротация персонала высокая, сотрудники молодые, а ассортимент большой и все время меняется?
июль, 2019
Аутлет — формат магазина, который успешно существует на Западе уже полвека. Расчётливые европейцы обожают дисконт-центры, где мировые бренды продаются в 2-3 раза дешевле.
OFFPRICE - российская розничная сеть аутлетов брендовой одежды, насчитывающая 500 сотрудников. И с открытием новых магазинов штат постоянно растет.
Вызовы в подготовке розничного персонала
С чем столкнулись в OFFPRICE, и с чем приходится иметь дело во всех розничных сетях.
Высокая ротация персонала
Работа в розничной сети не рассматривается сотрудниками в качестве карьеры на всю жизнь. Частая сменяемость персонала становится нормой жизни, а значит, обучение должно быть непрерывным.
Ассортимент и правила работы розничной сети часто обновляются. Поэтому сотрудникам нужно непрерывно запоминать большое количество информации.
Постоянное обновление информации
Прямое влияние обучения на продажи
В розничных сетях обученность персонала напрямую влияет на результаты продаж: если сотрудник плохо знает ассортимент или не владеет стандартами общения с клиентами, это сразу сказывается на среднем чеке и количестве товаров в нем. Долгосрочный эффект от низкого качества обслуживания - снижение количества повторных визитов в торговую точку.
У персонала нет своих компьютеров
Обучение за кассовым компьютером или ноутбуком управляющего неудобно и быстро становится узким горлышком в процессе подготовки персонала. Такое обучение затратно, его трудно масштабировать и сотрудники воспринимают его как "зло", навязываемое компанией.
96% сотрудников розничных сетей регулярно используют смартфон.
6 шагов к мобильному обучению сотрудников розницы
Часто в рознице работают молодые люди. Их сложно заставить учиться, обучение должно быть простым и увлекательным.
Учесть фактор поколения
01
Весь материал должен быть разбит на небольшие фрагменты, позволяющие изучать сложные темы частями.
Не отвлекать от работы
02
При возникновении сложностей всегда можно открыть приложение и найти ответ на нужный вопрос.
Сделать обучение доступным в момент ошибки
03
Мобильное обучение должно обладать удобным интерфейсом и быть похожим на уже привычные приложения.
Привычный и удобный интерфейс
04
В ходе обучения сотрудник должен в игровой форме взаимодействовать со своими коллегами.
Добавить элемент игры в обучение
05
Сотрудник должен иметь возможность изучать новый материал по дороге на работу, за кофе, между делами.
Дать возможность учиться где угодно
06
Что искал OFFPRICE?
При выборе платформы в OFFPRICE руководствовались двумя ожиданиями:
01
Единое информационное поле для всех сотрудников
Платформа для обучения без отрыва от рабочего процесса
02
OFFPRICE – розничная сеть с территориальной отдаленностью и средним возрастом сотрудника 18-22 года. Skill Cup стал спасением в объединении команды.
Почему Skill Cup стал палочкой-выручалочкой?
Доступно каждому;
Не занимает много времени и можно обучаться на ходу;
Обучение максимально геймифицировано.
Что было важно:
Как сейчас выглядит процесс обучения и информирования сотрудников?
В компании проводится активное обучение команды, как в рознице, так и в офисе:
01
Soft Skills
Активное обучение проводится очно с менеджерами и так же активно происходит push в Skill Сup, чтобы линейный персонал розницы находился в одном информационном поле и имел возможность развиваться. При этом в OFFPRICE всегда работает фильтр – тренировка, подходящая занимаемой должности.
02
Hard Skills
Сотрудники могут открыть приложение и посмотреть, какую кнопку нажимать в тот или иной момент, что заметно облегчает процесс обучения, поиска нужной информации и экономит время.
По статистике более 60% сотрудников добровольно обучаются в Skill Cup в нерабочее время: до и после работы, в выходные и праздники. В рознице основной приоритет для сотрудника - работа с клиентом, поэтому каждая минута рабочего времени, потраченная на обучение, стоит розничным сетям больших денег.
Skill Cup позволяет экономить от миллионов до нескольких десятков миллионов рублей в год за счет эффективного расходования рабочего времени сотрудников.
Результаты
«Средний возраст сотрудников у нас 18-23 года. У них вся жизнь в телефоне, поэтому Skill Cup для нас - идеальное решение. Кроме обучения, это еще и коммуникация, поскольку им привычнее получать информацию через смартфон»
Дмитрий Марчев Директор по персоналу OFFPRICE
Микрообучение и геймификация
Согласно «кривой забывания» Эббингауза человек не помнит 80% того, что узнал за последний месяц. Регулярное освоение небольших объемов учебного контента и активное использование уже усвоенной информации намного полезнее для запоминания, чем простое повторение. Микрообучение не перегружает учащихся ненужными фактами и особенно привлекательно для миллениалов с их клиповым мышлением.
Для самих сотрудников процесс обучения выглядит, скорее, как чтение ленты в любой популярной социальной сети. Каждый материал рассчитан на 3-10 минут, чтобы его легче было освоить и запомнить. Ассортимент розничной сети, актуальные акции и правила работы в торговом зале легко запоминаются через изучение коротких учебных карточек, а встроенная проверка знаний позволяет убедиться, что все было усвоено на нужном уровне.
Работа с долгосрочной памятью
Мобильное обучение позволяет получить рост продаж от 9 до 21% за первые полгода использования Skill Cup.
Как часто сотрудники используют Skill Cup?
Сотрудники добровольно обучаются и взаимодействуют друг с другом.
3 000
сессий в неделю
сессий в месяц
12 000
120
сессий в час
Что будет дальше?
Платформу начали использовать около полугода назад, и сейчас в активе 500 пользователей и две из трех подключенных структуры: розница и офис. В будущем добавится распределительный центр (70-80 человек), поскольку там так же работают лидеры команд, менеджеры и линейный персонал, которые находятся удалённо и нуждаются в знаниях не меньше остальных.
Смотреть другие кейсы
Как «Азбука вкуса» обучает персонал в условиях больших нагрузок