Статья

Нанять и мотивировать: как роботы облегчают работу HR-отдела

В авторской колонке для РБК.Pro основатель платформы мобильного обучения Skill Cup Роман Мандрик на конкретных примерах рассказывает, какие типовые процессы в работе HR-специалиста уже сейчас можно отдать роботам.

Быстрое формирование команды

Львиная доля рабочего времени любого HR-специалиста уходит на то, чтобы обзвонить кандидатов, задать им ряд стандартных вопросов и договориться о собеседовании. Даже если на один звонок уходит всего две-три минуты, на 100 кандидатов под ключ уже понадобится полноценный рабочий день.

Эту проблему уже можно делегировать роботам: например, этим занимается закупленный «Ростелекомом» робот Вера. Робот способен выполнять до 40 тыс. звонков в сутки, параллельно общаясь с сотнями кандидатов, и этих возможностей достаточно для того, чтобы справиться с любым авралом, не падая в производственный ад.

За время своего существования робот Вера успешно провел уже более 600 тыс. собеседований: это кадры для среднего и малого бизнеса, а также для таких крупных ретейлеров, как «Дикси», «Эльдорадо», X5. Например, для «Пятерочки» (входит в X5) робот набирал продавцов-кассиров. За три месяца Вера обзвонила 16,6 тыс. кандидатов, из которых 1300 заинтересовались работой. Всего за эти три месяца робот сэкономил HR-отделу «Пятерочки» 200 человеко-часов. И все говорит о том, что в будущем подобного рода автоматизация станет нормой.

Использование интеллектуальных помощников и чат-ботов становится одним из главных трендов на кадровом рынке. Проведенное компанией Spiceworks исследование показывает, что 40% крупных предприятий планирует в наступившем году внедрить чат-ботов и интеллектуальных помощников. При этом 75% опрошенных ИT-экспертов уверены, что использование подобных технологий имеет невероятный потенциал в области автоматизации повседневных задач и в конечном итоге поможет заменить людей на рабочих местах, не требующих творческого подхода.
75% ИT-экспертов уверены, что технологии чат-ботов и интеллектуальных помощников имеют невероятный потенциал в области автоматизации повседневных задач и в конечном итоге помогут заменить людей на рабочих местах, не требующих творческого подхода

Простое обучение сотрудников

Современный человек активно пользуется смартфоном, поэтому применение его возможностей для обучения — это естественное решение, в частности для обучения уже после приема на работу. Даже после того, как роботы и искусственный интеллект захватят бизнес, останутся должности, на которых нужен будет человек, а значит, его нужно будет обучать.

В работе с человеком нужно учитывать, что наш мозг лучше всего усваивает короткие информационные сообщения, в идеале с эмоциональной окраской. И современные форматы работы с персоналом эту особенность учитывают. Например, обучение волонтеров к чемпионату мира по футболу-2018 проходило в привычном для пользователей соцсетей формате: волонтерам было достаточно установить на свой смартфон специальное мобильное приложение, которое запускало обучение, состоящее из картинок и полутора- или двухминутных видео. Это очень похоже на ленту социальной сети: минимум текста, максимум наглядности и возможности для интерактива.

Всего обучение прошло 80 тыс. волонтеров, средний уровень запоминаемости материала составил 87%, при этом участие тренеров-людей в обучении было минимальным. Вероятно, это самое масштабное внедрение мобильного обучения в России на текущий момент.

Современные технологии и скорость их внедрения, а также объемы доступной информации и уникальность возникающих задач требуют от сотрудников постоянного обучения, совершенствования своих навыков. Людям нужно уметь взаимодействовать с интерфейсами и информационными системами, быть готовыми к использованию облачных приложений и актуальных сервисов и инструментов, которые нужны в работе. Такое обучение ложится на плечи отдела по работе с персоналом, поэтому имеет смысл уже сейчас задуматься о том, какие процессы и задачи можно решить с помощью цифровых продуктов.
Кейс Чемпионата мира по футболу FIFA 2018
Как научить волонтеров быть лучшими в мире
Современные технологии и скорость их внедрения, а также объемы доступной информации и уникальность возникающих задач требуют от сотрудников постоянного обучения, совершенствования своих навыков

Значимый рост мотивации

Цифровые технологии будут помогать в формировании команды и повышении эффективности сотрудников и после того, как человек принят на работу, к примеру с помощью геймификации. Добавление в рабочие процессы игровых или соревновательных элементов помогает мотивировать людей на достижение лучших результатов.

Например, Альфа-банк использует симулятор под названием «Альфа-город» — приложение, в котором сотрудники тренируются в продажах. Успешные действия вознаграждаются баллами, которые можно обменять на подарки. Для персонала участие в «Альфа-городе» — интересный и увлекательный опыт, который помогает повышать эффективность.

Геймификация помогает привлекать в компанию молодых людей. К примеру, Сбербанк активно продвигает олимпиаду «Битва банков» — компьютерную игру, имитирующую работу отделений компании. Она нацелена на привлечение перспективных выпускников вузов, которые могут попробовать будущую работу в игровой форме. По схожей схеме работают «Мир профессий» от «Северстали», «Никелька» от «Норильского никеля» и десятки схожих проектов в российской и зарубежной практике.

Программы лояльности, списки лидеров, рейтинги, звания — все эти инструменты помогают создать ощущение игры, получить удовольствие от выполнения работы. А это в свою очередь мотивирует людей на новые победы, помогает укрепить команду и улучшить взаимодействие между отделами.
Добавление в рабочие процессы игровых или соревновательных элементов помогает мотивировать людей на достижение лучших результатов.

Хотите обучать ваших сотрудников через смартфон? Узнайте, как это можно сделать с помощью Skill Cup