Клиповое мышление. Что это и как с этим работать?

За 4 минуты рассказываем:

  • Что такое клиповое мышление
  • Почему оно появилось
  • Плюсы и минусы
  • Как обучать людей с клиповым мышлением

Кому будет полезен текст:

  • HR-специалистам при наборе персонала
  • Методологам при разработке обучающих программ
  • Собственникам и руководителям бизнеса для максимизации эффективности персонала

Последние годы в информационном пространстве растет количество упоминаний феномена клипового мышления. Разбираемся, что это такое: проблема современного общества или своеобразная суперсила?

Что такое клиповое мышление?

Клиповое мышление — это усвоенная и сформированная привычка человека воспринимать информацию фрагментарно, короткими и яркими образами. Большое значение при этом играет визуальный ряд: видео или картинка, с которыми подается один или несколько простых тезисов.

Считается, что обладателям клипового мышления крайне сложно сосредоточиться на больших текстах и методично изучать последовательный материал в течение продолжительного времени. Важно заметить, что клиповое мышление не противопоставляется логическому мышлению: это лишь специфика обработки информации, при которой человек эффективно усваивает короткие порции контента с четкой и яркой подачей.
Почему появилось клиповое мышление?

Впервые о феномен обозначили социальные исследователи еще в 1980-е, с появлением нарезок с быстро сменяющимся видеорядом и музыкой — клипов, которые распространялись на музыкальных и развлекательных каналах. Социолог и философ Элвин Тоффлер предложил термин «клиповая культура»: ее особенность заключается в создании и потреблении коротких, и при этом ярких, запоминающихся и концентрированных нарезок информации.

Тренд на «клиповость» в повседневной культуре только усиливался в последующие десятилетия. С появлением интернета значимость формата достигла пика: короткие видео на ютуб, быстрые текстовые твиты из 1-2 предложений и «бесконечная лента» минутных развлекательных роликов на популярных площадках вроде TikTok, Reels и др. Все это постепенно адаптировало мышление пользователей под новую информационную реальность.

Считается, что современные дети и молодые люди, чье детство и взросление пришлось на эпоху доступного интернета, особенно подвержены клиповому мышлению. Но и люди более старшего возраста адаптируются к восприятию коротких информационных пучков.
Плюсы и минусы

Минусы очевидны — человеку с клиповым мышлением сложнее учиться и усваивать новые знания:

  • Снижена концентрация. Тянет постоянно переключить внимание на следующий “клип”

  • Восприятие информации поверхностно, нет возможности полноценно вдуматься в материал, проанализировать и уложить в общую картину

  • Снижено критическое мышление: времени на анализ быстро полученной информации не хватает.

  • Забывание. Человек не структурирует полученные знания и не укладывает их логическую цепочку, из-за этого фрагменты изученного могут так же быстро удаляться из воспоминаний.

Есть ли плюсы клипового мышления? Как ни странно, очень весомые:

  • Скорость реакции. Именно люди, которые привыкли к высокой скорости запросов и получения информации, более адаптивны к изменениям и внештатным ситуациям.

  • Многозадачность. Мозг привыкает к одновременной работе с несколькими источниками и способен быстро переключаться между ними, сохраняя в фокусе внимания достаточно широкий спектр событий.

  • Интеллектуальная разгрузка. Отсутствие стресса, который сопутствует глубокому познанию, бережет психологическое благополучие и человек легче возвращается к освоению новых материалов.

Значит ли это, что можно обратить преимущества такого мышления для пользы человека и бизнеса, вместо того, чтобы бороться с ним? Мы считаем, что да.
Как обучать людей с клиповым мышлением?

Опыт коучей и L&D специалистов, которые погружены в обучение персонала, сообщает следующее:
1
Раздробите учебный материал на короткие фрагменты

Привычные по времени 5-7 минутные видео или небольшие тексты обеспечат внимание обучающегося.
2
Используйте разные форматы контента

Чередуйте аудио, видео, фотографии, тексты и интерактивы - именно это является привычной средой для обладателя клипового мышления и удерживает его внимание
3
Фиксируйте результат

После каждого обучающего трека должен следовать тест, задание или интерактив, который потребует активных действий от ученика.

Все эти действия органично вплетены в структуру микро-курсов, которые можно реализовать на платформе Skill Cup.

Привести ваш материал к формату микролернинга мы поможем с нашими методологами.

Свяжитесь с нами и получите пробный доступ в Skill Cup
Напишите нам в телеграм
или заполните форму и
мы свяжемся с вами