Микрообучение (Microlearning): преимущества и недостатки

Платформа для микрообучения
№1 в России
Добро пожаловать на официальный сайт платформы
Skill Cup – платформы № 1 для микрообучения в России по суммарному количеству установок за период с 2018 по 2022 годы.
На этой странице нашего сайта мы расскажем вам о том, что такое микрообучение (micro learning) и чем оно отличается от других методик, в чем состоят его основные преимущества и недостатки при использовании в бизнесе и сфере образования и какие прогрессивные методы менеджмента находят свое применение в микрообучении.
Также мы рассмотрим несколько практических примеров, в которых применение методов микрообучения позволило достигнуть заметных практических результатов.
Присоединиться к актуальным курсам обучения и заказать их проведение для своего бизнеса или образовательного учреждения вы можете в соответствующих разделах нашего сайта. Присоединяйтесь к более, чем 500 000 человек, которые уже используют нашу платформу для приобретения новых знаний и навыков.
Понятие микрообучения и его особенности
Микрообучением (micro learning) называют образовательный метод, суть которого состоит в использовании небольших по объему структурированных учебных материалов, прохождение которых может быть организовано в форме коротких сессий (обычно длительностью до 20 минут, многие материалы отличаются длительностью от трех до пяти минут). Каждая такая сессия обычно имеет одну основную цель или тему. Такой формат позволяет проводить сессии тогда, когда это удобно пользователю, сокращает утомляемость, позволяет значительно увеличить гибкость обучения и облегчить восприятие рассматриваемых тем.

Концепция микрообучения впервые была рассмотрена в ряде публикаций 2005 года, авторы которого рассматривают изменения привычного ритма жизни в современном обществе и делают выводы, что следствием значительного увеличения объемов доступной информации и постоянного повышения требования к квалификации сотрудников становится сокращение среднего объема концентрации внимания, а также уменьшение количества времени, которое люди могут позволить себе тратить на приобретение новых знаний и умений.

К ключевым характеристикам микрообучения относят:

  • Длительность модулей – объемы учебных материалов (и, соответственно, количество необходимого для их прохождения времени) специально рассчитаны так, чтобы пройти одну тему можно было за ограниченное время в перерывах между другими занятиями.
  • Содержимое курса – учебные материалы разрабатываются так, чтобы отдельные сессионные модули можно было легко объединить в более крупные темы.
  • Учебный план – большой курс всегда состоит из отдельных смысловых модулей, каждый из которых содержит набор отдельных тем или коротких курсов.
  • Форма учебных материалов– применяются разные формы подачи материала, часто в виде «крупиц знаний» (knowledge nuggets), интерактивных эпизодов, коротких видео, скилл-сетов.
  • Процесс – организация обучения в этом формате предполагает последовательность обучающих материалов, которые чередуются с механизмами, позволяющими оценить полученные пользователем знания. Обучающие материалы могут иметь форму встреч с преподавателем, видеороликов, текстовых фрагментов, интерактивных модулей.
  • Формат обучения – применяется как дистанционное, так и очное обучение, а также их комбинации. Однако оба формата предполагают акцент на мультимедийных активностях.

Таким образом, микрообучение – это современная образовательная методика в формате ограниченных по времени модулей, в которых лаконично раскрывается одна тема или достигается одна цель.

Преимущества микрообучения в образовании и бизнесе

Применение этой методики для обучения сотрудников компании или в образовательных
учреждениях позволяет получить такие важные в актуальных условиях преимущества:

  • Повышение степени удержания знаний – периодический возврат к ранее рассмотренным понятиям и снижение степени усталости позволяет учащимся перенести большую долю полученной информации из краткосрочной в долгосрочную память.
  • Большая гибкость обучения – короткие сессии обучения, особенно в дистанционном формате, можно легко проходить по дороге на работу, во время обеденного перерыва, отдыхая между подходами в спортивном зале и во время других коротких пауз в нашей насыщенной событиями и обязанностями жизни.
  • Привлекательность для современной аудитории – короткие и структурированные модули без «воды» и ненужных для понимания сути рассматриваемой темы теоретических выкладок гораздо лучше воспринимаются большинством людей, рожденных после 1980 года.
  • Снижение затрат времени – лаконичность и структурированность курсов микрообучения позволяет пользователям учиться без ущерба другим активностям. Так, согласно опросу, проведенному компанией Deloitte, современный офисный работник может уделять обучению без ущерба эффективности не более 30 минут в неделю. При использовании классических форматов обучения это значит, что за одну неделю работник сможет пройти не более одного модуля, тогда как применение методик микрообучения позволяет увеличить это количество до двух или трех.
  • «Синхронизация» с ритмом, привычным для нашего мозга. Пресловутое «клиповое мышление» характерно не только для новых поколений. Мозг человека потребляет слишком много энергии, поэтому для эффективной работы его не стоит перегружать слишком большими объемами материала – тогда он не будет переходить в «режим энергосбережения» прямо посреди занятий.
  • Снижение затрат времени и средств как на разработку курсов, так и на их прохождение.
  • Повышение степени вовлечения сотрудников или учащихся в процесс обучения. Правильно разработанные микрокурсы обычно не только эффективнее, но и интереснее классических курсов, поэтому они больше нравятся пользователям.
  • Повышение эффективности сотрудников – поскольку микрообучение – это приобретение определенного навыка за ограниченное время, то по итогам прохождения модулей сотрудники могут сразу начинать применять полученные навыки в своей работе, не дожидаясь прохождения полного курса обучения.
Таким образом, микрообучение – это современный и эффективный способ получения новых навыков без лишних затрат времени.

Недостатки и ограничения микрообучения

Несмотря на ряд очевидных преимуществ, микрообучение – это не панацея и не универсальная методика, а просто удобный и эффективный инструмент, которому помимо достоинств свойственны и недостатки.

Основные недостатки micro learning:

  • Короткие по объему модули не помогают учащимся развивать произвольное внимание и не учат их фокусироваться на цели в течение долгого времени.
  • Не все темы можно сократить так, чтобы вписать в формат модуля микрообучения.
  • Сложность составления интегральной картины рассматриваемого явления. Микрообучение позволяет хорошо освоить отдельные навыки и темы, но с его помощью сложно понять, как именно они связаны между собой.
  • Интерактивные мультимедийные форматы хорошо воспринимаются учащимися возрастом до 40 лет, тогда как люди старшего поколения привыкли к более традиционным методиками обучения.
Таким образом, микрообучение – это эффективный инструмент для быстрого изучения относительно небольших по объему и не слишком сложных тем.

Практические примеры микрообучения

На нашей платформе проводят обучение своих сотрудников такие известные российские компании, как «Спортмастер», «Азбука вкуса», Tele2 и «Самокат». В своих отзывах корпоративные клиенты отмечают, что наши методики помогают оптимизировать учебный процесс, сократить затраты времени и финансов на проведение обязательных курсов обучения и повысить степень запоминания необходимой для эффективной работы информации.

Активно применяются методы микрообучения и зарубежными компаниями. Так, сеть гипермаркетов Walmart проводит базовый курс техники безопасности именно в форме коротких сессий с мультимедийными материалами. Это позволило снизить количество несчастных случаев в магазинах компании на 54%.
А по итогам микрокурсов, проведенных американской компанией BH Media, 98% сотрудников в ходе опроса ответили утвердительно на вопрос о том, пригодились ли им полученные навыки и знания в работе. Применение micro learning консорциумом InterContinental Hotels Group позволило снизить среднюю длительность адаптации нового персонала с 5 недель до всего двух.

Микрообучение и Agile/Scrum технологии



Методология Agile активно применяется в управлении проектами в сфере IT. Суть этой методологии сводится к минимизации рисков путем внедрения цикличного процесса разработки, когда в одном цикле, длящемся от одной до трех недель, решается одна основная задача, которая затем внедряется в общий проект. Один из методов группы Agile – этот метод Scrum, в рамках которого команда проводит короткие ежедневные встречи и одну более длительную встречу один раз в течение цикла. Реализация таких методик позволяет учитывать обнаруженные в ходе предыдущих итераций возможности и недостатки в ходе следующих циклов, снизить затраты времени на организационные моменты и увеличить вовлеченность сотрудников в процесс разработки.

Внедрение принципов Agile/Scrum в учебные материалы позволяет еще больше увеличить эффективность обучения, развить навыки командной работы и подготовить сотрудников к использованию таких передовых методик управления проектами.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Ответы на часто задаваемые вопросы

Свяжитесь с нами и получите пробный доступ в Skill Cup
Напишите нам в телеграм
или заполните форму и
мы свяжемся с вами