Кейс: как запустить мобильное обучение в розничной сети

Что делать, если ротация персонала высокая, сотрудники молодые, а ассортимент большой и все время меняется?
Аутлет — формат магазина, который успешно существует на Западе уже полвека. Расчётливые европейцы обожают дисконт-центры, где мировые бренды продаются в 2-3 раза дешевле.

OFFPRICE - российская розничная сеть аутлетов брендовой одежды, насчитывающая 500 сотрудников. И с открытием новых магазинов штат постоянно растет.
Вызовы в подготовке розничного персонала
С чем столкнулись в OFFPRICE и с чем приходится иметь дело во всех розничных сетях.
  • 1
    Высокая ротация персонала
    Работа в розничной сети не рассматривается сотрудниками в качестве карьеры на всю жизнь. Частая сменямость персонала становится нормой жизни, а значит, обучение должно быть непрерывным.
  • 2
    Постоянное обновление информации
    Ассортимент и правила работы розничной сети часто обновляются. Поэтому сотрудникам нужно непрерывно запоминать большое количество информации.
  • 3
    Прямое влияние обучения на продажи
    В розничных сетях обученность персонала напрямую влияет на результаты продаж: если сотрудник плохо знает ассортимент или не владеет стандартами общения с клиентами, это сразу сказывается на среднем чеке и количестве товаров в нем. Долгосрочный эффект от низкого качества обслуживания - снижение количества повторных визитов в торговую точку.
  • 4
    У персонала нет своих компьютеров
    Обучение за кассовым компьютером или ноутбуком управляющего неудобно и быстро становится узким горлышком в процессе подготовки персонала. Такое обучение затратно, его трудно масштабировать и сотрудники воспринимают его как "зло", навязываемое компанией.
96% сотрудников розничных сетей регулярно используют смартфон.
6 шагов к мобильному обучению сотрудников розницы
1. Учесть фактор поколения
Часто в рознице работают молодые люди. Их сложно заставить учиться, обучение должно быть простым и увлекательным.
2. Не отвлекать от работы
Весь материал должен быть разбит на небольшие фрагменты, позволяющие изучать сложные темы частями.
3. Сделать обучение доступным в момент ошибки
При возникновении сложностей всегда можно открыть приложение и найти ответ на нужный вопрос.
4. Привычный и удобный интерфейс
Мобильное обучение должно обладать удобным интерфейсом и быть
похожим на уже привычные приложения.
5. Добавить элемент игры в обучение
В ходе обучения сотрудник должен в игровой форме взаимодействовать со своими коллегами.
6. Дать возможность учиться где угодно
Сотрудник должен иметь возможность изучать новый материал по дороге на работу, за кофе, между делами.
Что искал OFFPRICE?
При выборе платформы в OFFPRICE руководствовались двумя ожиданиями:
  • Единое информационное поле для всех сотрудников;
  • Платформа для обучения за рамками рабочего процесса.
Почему Skill Cup стал палочкой-выручалочкой?
OFFPRICE – розничная сеть с территориальной отдаленностью и средним возрастом сотрудника 18-22 года. Skill Cup стал спасением в объединении команды.

Что было важно:
  • Доступно каждому;
  • Не занимает много времени и можно обучаться на ходу;
  • Обучение максимально геймифицировано.
Как сейчас выглядит процесс обучения
и информирования сотрудников?
В компании проводится активное обучение команды, как в рознице, так и в офисе:
Soft Skills
Активное обучение проводится очно с менеджерами и так же активно происходит push в Skill cup, чтобы линейный персонал розницы находился в одном информационном поле и имел возможность развиваться.

При этом в OFFPRICE всегда работает фильтр – тренировка, подходящая занимаемой должности.
Hard Skills
Больше не нужны кипы инструкций.

Сотрудники могут открыть приложение и посмотреть, какую кнопку нажимать в тот или иной момент, что заметно облегчает процесс обучения, поиска нужной информации и экономит время.
По статистике более 60% сотрудников добровольно обучаются в Skill Cup в нерабочее время: до и после работы, в выходные и праздники. В рознице основной приоритет для сотрудника - работа с клиентом, поэтому каждая минута рабочего времени, потраченная на обучение, стоит розничным сетям больших денег.

Skill Cup позволяет экономить от миллионов до нескольких десятков миллионов рублей в год за счет эффективного расходования рабочего времени сотрудников.
Средний возраст сотрудников у нас 18-23 года. У них вся жизнь в телефоне, поэтому Skill Cup для нас - идеальное решение. Кроме обучения, это еще и коммуникация, поскольку им привычнее получать информацию через смартфон.
Дмитрий Марчев
Директор по персоналу OFFPRICE
МИКРООБУЧЕНИЕ И ГЕЙМИФИКАЦИЯ
Согласно «кривой забывания» Эббингауза человек не помнит 80% того, что узнал за последний месяц. Регулярное освоение небольших объемов учебного контента и активное использование уже усвоенной информации намного полезнее для запоминания, чем простое повторение. Микрообучение не перегружает учащихся ненужными фактами и особенно привлекательно для миллениалов с их клиповым мышлением.
РАБОТА С ДОЛГОСРОЧНОЙ ПАМЯТЬЮ
Для самих сотрудников процесс обучения выглядит, скорее, как чтение ленты в любой популярной социальной сети. Каждый материал рассчитан на 3-10 минут, чтобы его легче было освоить и запомнить. Ассортимент розничной сети, актуальные акции и правила работы в торговом зале легко запоминаются через изучение коротких учебных карточек, а встроенная проверка знаний позволяет убедиться, что все было усвоено на нужном уровне.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ
Мобильное обучение позволяет получить рост продаж от 9 до 21% за первые полгода использования Skill Cup.
Как часто сотрудники используют Skill Cup?
Сотрудники добровольно обучаются и взаимодействуют друг с другом.
3 000
сессий в неделю

12 000
сессий в месяц

120
сессий в час

Что будет дальше?
Платформу начали использовать около полугода назад, и сейчас в активе 500 пользователей и две из трех подключенных структуры: розница и офис. В будущем добавится распределительный центр (70-80 человек), поскольку там так же работают лидеры команд, менеджеры и линейный персонал, которые находятся удалённо и нуждаются в знаниях не меньше остальных.
Поделимся экспертизой, как мобильное обучение может помочь вашей розничной сети увеличить продажи