Онбордингом (Onboarding) в теории управления персоналом принято называть совокупность формальных и неформальных действий компании, которые предпринимаются с момента выхода сотрудника на новое для него рабочее место с целью обеспечения условий для эффективного исполнения должностных обязанностей. Простыми словами, онбординг персонала – это подготовка сотрудника к любым задачам и ситуациям, с которыми он может столкнуться на новой для него должности. Онбординг проводится как для новичков, которые начинают свою карьеру в компании, так и для сотрудников, которые продвигаются по карьерной лестнице или перемещаются между департаментами.
Грамотное проведение онбординга помогает сотруднику не только получить представление о круге своих обязанностей и полномочий, но и приступить к работе в новой для него обстановке без лишних стрессов и тревог. В ходе онбординга сотрудник знакомится с рабочими процессами, правилами, регламентами, коллективом, корпоративной культурой и политиками, либо же актуализирует свои знания в этих сферах, если он ранее работал в этой же компании.
Длительность онбординга зависит как от кадровых политик компании, так и от особенностей должности, которую занимает сотрудник. Также на длительность и содержание онбординга будет влиять образование и карьерная история сотрудника. Так, для новичка, только начинающего свой путь в вашей компании и проходящего испытательный срок, онбординг должен содержать объемный модуль, знакомящий сотрудника с ценностями и культурой компании, тогда как при переводе опытного и сравнительно давно работающего в компании сотрудника в другую команду ему будет достаточно короткого знакомства с особенностями трактования и соблюдения корпоративной культуры, принятым в новом для него коллективе.
Правильно организованный и проведенный онбординг новичков – это разумная инвестиция в будущее. Чем больше вопросов и ситуаций будут рассмотрены в ходе онбординга, чем теснее сотрудник будет интегрирован в новый для него коллектив – тем эффективнее он сможет в будущем выполнять возложенные на него задачи и тем реже он будет допускать ошибки или терять время на поиск решений стандартных проблем.
Еще одно важное преимущество ответственного отношения к онбордингу – снижение кадровой «текучки». Исследования показывают, что порядка 50% сотрудников увольняются с новой для них работы в течение первых 6 месяцев, и основной причиной увольнения они называют сложности адаптации к новой обстановке. В свою очередь, успешный онбординг помогает снизить количество сотрудников, уходящих из компании – а значит, снизить расходы на поиск и обучение новых специалистов на те же вакансии.
Если же отнестись к онбордингу формально или вообще даже не задаваться вопросами про Onboarding – что это и зачем нужно, то в такой ситуации можно ожидать рост увольняющихся в ходе испытательного срока сотрудников еще на 30%. И даже несмотря на то, что российские компании успешно перенимают и адаптируют актуальные деловые практики, до сих пор только 30% опрошенных сотрудников российских компаний положительно оценивают свой опыт адаптации к новой должности, тогда как 28% респондентов оказались недовольны проведенным онбордингом настолько, что собираются покинуть компанию в первые месяцы работы.