Заполните форму, и мы свяжемся с вами
Декабрь, 2023

Как внедрить бережливое производство и заразить этой идеей всех сотрудников компании

В 2020 году в МПЗ «Богородский» столкнулись с пандемией коронавируса. Компания оказалась в непростой ситуации,
но решила сделать шаг в сторону изменений и перешла
на бережливое производство. Мы помогли масштабировать
эту систему. Тем самым — поддержать культуру Lean, найти новые точки роста и улучшить процессы производства.

О том, как в компании внедрили бережливое производство и как увлекли этой идеей всех сотрудников, рассказал Герман Галанов — специалист по обучению и развитию бренда.

О компании

Богородский мясоперерабатывающий завод (МПЗ) — производитель мясной гастрономии, а также растительных продуктов vegafood в Ногинском районе.
  • Входит в группу мясоперерабатывающих предприятий «Окраина».
  • Обучает 700 сотрудников. В том числе: сотрудников производства, офисных сотрудников, водителей, курьеров и продавцов — как собственных, так и тех, кто работает во франшизах и магазинах-партнёрах.
  • Развивает собственный Центр компетенций, который совместно с внутренними специалистами-практиками помогает российским компаниям внедрять инструменты бережливого производства.

Каталог продуктов в интернет-магазине «Окраина»

С каким запросом обратились в Skill Cup

На момент внедрения Skill Cup, идеи распространять культуру бережливого производства ещё не было. Это был период ковида. Отменились все очные обучения, а также собрания для продавцов и водителей-курьеров, поэтому основной запрос был на организацию дистанционного обучения.
Небольшая часть сотрудников могла получать информацию из корпоративной платформы «Битрикс24». Но более 80% сотрудников не имели к ней доступа, а главное — времени постоянно отслеживать новостные публикации. Эту проблему решала платформа дистанционного обучения iSpring, но в условиях постоянных изменений у неё обнаружилось два неудобства:
  • Платформа требовала много ресурсов на внесение корректировок. Например, если в курсе устаревала какая-то часть, то технически нужно было переписать весь курс. Это было неудобно, и под эту задачу нужно было выделять отдельного сотрудника.
  • Система была неповоротливой и негибкой. На платформе было сложно создавать контент, и это требовало определённых навыков. Например, если в курсе устаревала какая-то часть, то технически нужно было переписать весь курс. Это было неудобно, и под эту задачу нужно было выделять отдельного сотрудника.
В итоге с iSpring обучение перенесли на Skill Cup. На проработку контент-плана, создание первых материалов и добавление пользователей ушёл месяц. Это было весной 2020 года, а летом начался проект по реализации бережливого производства.
Хотели организовать
дистанционное обучение
iSpring и «Битрикс24»
не подошли

Как появилась идея перейти

на бережливое производство

В 2020 году компания столкнулась с пандемией коронавируса. На тот момент производство во многом зависело от импорта из Европы — специи, оболочки и практически всё оборудование было европейское. И когда возникли проблемы с логистикой, поддерживать производство стало непривычно сложно.
Куда двигаться дальше? В какую сторону расти? Как не остановиться на достигнутом? Этими вопросами компания задавалась ещё до пандемии.
В 2019 году руководство посетило завод в Японии, где и возникла уникальная производственная система Lean. А в 2020, столкнувшись с трудностями и вдохновившись опытом коллег, в МПЗ «Богородский» решили пойти по пути непрерывного совершенствования и взяли курс на развитие бережливого производства.
Бережливое производство помогло нам найти вдохновение, новые точки роста
и пути для дальнейшего развития

С какими трудностями столкнулись в компании

Чтобы распространить культуру бережливого производства и начать внедрение основных инструментов, необходимо было обучить всех сотрудников завода.
Но основной проблемой стало то, что их по привычке начали обучать в офлайн-формате. Он не сработал сразу по нескольким причинам:
У сотрудников не было мотивации. Они получают зарплату не по количеству отработанных часов, а по количеству выполненных задач. Поэтому у них не было желания выделять время на неоплачиваемое обучение. Приходилось «выдёргивать»
их буквально на 30 минут в день, но это вызывало негативную реакцию.
Невозможно было собрать всех в одном месте. Учебные кабинеты вмещают по 30 человек, но даже такое количество невозможно было собрать, потому что у кого-то был сменный график, у кого-то — больничный или отпуск. Водителей и курьеров вообще нельзя было собрать на очное мероприятие. Были варианты проводить обучение в 5 утра до начала смены или собирать группы по два человека. Но это тоже было неэффективно.
Руководители были не готовы отдавать сотрудников на обучение. Нужно было обучить 700 человек. При этом абсолютное большинство сотрудников — люди, которые работают в цехах. И отвлечь их даже на 15–20 минут в течение рабочего дня — это целое мероприятие.
Не было единого канала информирования. В компании не могли оперативно транслировать информацию на всех сотрудников. Из-за этого офис и завод были
в рассинхроне, многие не знали, как устроено производство.

Задачи, которые предстоило решить

В начале внедрения бережливого производства было важно погрузить сотрудников в общее инфополе, поэтому мы поставили сразу несколько задач:
1. Перевести обучение на дистанционный формат.
2. Оперативно обучить всех сотрудников основам бережливого производства.
3. Организовать систему централизованного оповещения.
4. Вовлечь в обучение большую часть сотрудников.
Почему в итоге выбрали Skill Cup
Платформа удовлетворила все наши запросы в обучении:

Удобный

конструктор курсов

Процесс создания курсов напоминает процесс создания постов в соцсетях

Быстрый

редактор контента

Внести изменения в уже опубликованные материалы, можно буквально за пару кликов

Система оповещения

Чтобы оперативно сообщать новости компании, можно отправлять пуш-уведомления

Доступ
к обучению 24/7
С мобильным приложением сотрудники могут обучаться в любое время и в любом месте
Микрообучение
Вся информация на платформе подаётся небольшими порциями, которые легко усвоить.
Обратная связь
Опросы и тесты помогают поддерживать контакт со всеми сотрудниками

Как организован процесс обучения

01
В компании есть несколько администраторов, каждый из которых отвечает за своё направление. Например, за TQM (всеобщее управление качеством) отвечают сотрудники из отдела стандартизации качества, а за TPM (всеобщий уход за оборудованием) — инженеры.
02
Каждый администратор отвечает за создание и публикацию контента по своему направлению. Они создают тренировки и экзамены, снимают обучающие видео, публикуют новости.
03
Темы для контента формируются исходя из потребностей и фокуса внимания. Мы анализируем запросы сотрудников и создаём контент, которые помогает им решить проблемы.

Обучаем бережливому производству

В 2020 году мы начали с базовых тренировок, чтобы просто рассказать людям о системе Lean и её основных инструментах. Это был не авторский контент: какую-то информацию мы брали из интернета, какую-то — из книг. На тот момент мы только погружались в теорию и делиться кейсами не могли.
Как только у нас появилась собственная экспертиза, мы начали создавать качественно другие материалы. У нас появилась практика, авторский уникальный контент.
Сейчас на платформе есть раздел, в котором собрана вся информация по бережливому производству. И если к нам в компанию приходит сотрудник, который ничего не знает об этой системе, мы назначаем ему материалы, и он потихоньку начинает их изучать.

Знакомим с компанией

и продуктовой линейкой

На платформе мы показываем, как производятся сосиски, колбасы, котлеты и другая продукция — в том числе из растительного сырья. Также информируем о новинках и изменениях в рецептуре.
Мы придерживаемся такой политики, что о продукции должны знать не только продавцы, а вообще все сотрудники компании. Глобальная цель — чтобы каждый знал ассортимент, хорошо в нём разбирался, понимал как производится продукт и из чего он сделан.
Кроме того, мы добавили на платформу полезные материалы об индустрии мясопереработки. Этот контент вызвал особенно большой отклик у офисных сотрудников — так как они меньше всего были вовлечены в процессы производства.

Вовлекаем и мотивируем сотрудников

Чтобы привлечь сотрудников на платформу, мы разработали специальные рубрики — ежемесячные конкурсы, квесты, опросы. Также привлекли самих сотрудников к созданию контента.
Заметили, что наибольший интерес у сотрудников вызывает не теория, а практика применения. То есть контент в формате «мы сделали то-то с помощью такого-то инструмента». Во-первых, это помогает распространить опыт коллег, а во-вторых, вызывает живой интерес.
Также мы используем игровой формат — Дуэли. Это когда два сотрудника проходят тест на время и соревнуются друг с другом.

Получаем обратную связь

Сотрудники активно вовлечены в учебный процесс и жизнь компании. Мы периодически проводим опросы и запрашиваем у них обратную связь — какой информации не хватает, что можно улучшить в обучении.
Также мы ввели рубрику «Как прошла ваша неделя», в которой сотрудники пишут о том, как проходят их рабочие будни, что их не устраивает, какие есть проблемы. Мы еженедельно выгружаем обратную связь и передаём её руководству. Если есть проблемы — стараемся оперативно их решать.
Поначалу обратная связь в основном была негативная. Но сейчас сотрудники подходят к ней с точки зрения бережливого производства и пишут не только о том, что им не нравится, но и предлагают варианты решения проблем.
У сотрудников появилось ощущение, что их слышат

Что изменилось после внедрения Skill Cup

Процесс обучения стал быстрее и проще
01
Теперь мы можем доносить любую информацию в течение короткого времени. Просто назначаем сотрудникам тренировку и даём на прохождение, например, две недели. В итоге получаем стопроцентный результат.
Появилось единое инфополе
02
Большая часть хорошо ориентируется в ассортименте компании, знает основы бережливого производства и то, как устроены процессы не только на своём, но и на других участках. Даже продавцы и офисные сотрудники, которые не бывают на заводе, знают, как работает производство.
Сотрудники вдохновились идеями бережливого производства
03
Теперь информация по бережливому производству доступна абсолютно всем сотрудникам компании. Это помогает нам быть на одной волне, обмениваться идеями по улучшению процессов и решать задачи, опираясь на общие ценности.

Результаты

100% сотрудников

сотрудников знают основы бережливого производства

~50% сотрудников

заходят на платформу ежедневно

Хотите внедрить бережливое производство?

Центр компетенций «Окраина» поможет решить комплексные задачи, которые затрагивают вашу команду и глобально влияют на бизнес.

Запишитесь на консультацию, чтобы:

— Своими глазами увидеть, как работают инструменты бережливого производств

— Вдохновиться успешным опытом российской компании

— Получить рекомендации по внедрению от специалистов-практиков, сертифицированных японским институтом TMS&TPS Certificate Institution JAPAN

Профессионалы, расскажут, как на практике внедрить бережливое производство, с чего начать и как заразить этой идеей всех сотрудников компании!

Смотрите другие кейсы